Техника и тактика фрахтования

Мировой фрахтовый рынок и некоторые его показатели

 

В международном судоходстве в настоящее время существуют следующие основные формы организации перевозок.

Трамповое рейсовое судоходство - зафрахтованные суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов, конъ­юнктуры фрахтового рынка; на трамповых судах перевозятся глав­ным образом массовые грузы.

Линейное судоходство — суда работают по расписанию на строго определенных регулярных линиях; на линейных судах в основном транспортируются генеральные грузы.

Перевозки судами торгово-промышленных монополий (или кон­тролируемых ими). На судах этих концернов перевозятся в основном массовые грузы (например, нефть, руда, химические грузы)-

Регулярное линейное сообщение — наиболее прогрессивная форма организации перевозок, связанная с внедрением новой технологии перевозок в контейнерах, пакетах, флотах и с интегрированием мно­гих видов транспорта.

Основными характерными чертами линейного судоходства явля­ются:

  • надежное регулярное обслуживание грузоотправителей с долж­ной частотой движения судов;
  • движение судов по заранее составленному расписанию захо­дов-отходов в порты погрузки и выгрузки грузов, что позволя­ет грузоотправителям производить желаемую концентрацию груза в портах отправления в строго определенные сроки;
  • применение единых тарифов на перевозку товаров и их относи­тельно стабильный характер.

Линейное регулярное судоходство предполагает определенные районы плавания, заранее установленные порты отправления и на­значения грузов. Фиксируется продолжительность рейсов, длитель­ность стоянок в портах и промежутки времени между заходами су­дов. Режим движения судов устанавливается расписан нем, которое публикуется в печати,

На линейных судах обычно перевозятся дорогостоящие генераль­ные грузы промышленного производства, отправляемые регулярно небольшими (по сравнению с трамповыми перевозками) партиями.

С развитием линейного судоходства устанавливаются устойчи­вые непосредственные связи между судовыми фирмами и промыш-ленпо-торговьгми компаниями, ведущими внешнеторговые опера­ции. Вместе с тем большую роль в линейном судоходстве играют агентские фирмы, посредничающие между судовладельцами и хруза-отправителями. Судовой агент в линейном сообщении представляет интересы судоходных фирм, т. е. перевозчика, В большинстве случа­ев агентские фирмы обслуживают суда отдельных групп судоходных компаний — членов монополистических объединений.

Агентские фирмы от имени и по поручению судоходных компа­ний контролируют выполнение грузоотправителями или получате­лями их обязательств в отношении груза, судна, коммерческих усло­вий договора морской перевозки, обеспечивают нормальную работу с судном в порту его пребывания. Агент оплачивает по поручению и за счет судовладельцев все расходы, связанные с заходом судна в порт, и в некоторых случаях производит инкассацию фрахта и дру­гих причитающихся судоходным фирмам платежей.

Агентирование судов линейного судоходства производится обыч­но крупными специализированными компаниями. Б их обязанность входит подыскание грузов, составление рационального расписания, подбор наиболее подходящих типов судов для конкретной линии, со­ставление специализированных коносаментов, согласование прича­лов для судов, выбор экспедиторских, стивидорских фирм и т. д. Дея­тельность линейного судового агента весьма многогранна. Его услуги оплачиваются по соглашению сторон.

В международном судоходстве сложилось также несколько форм фрахтования судов: в наем пли сдача в наем на рейс, или ряд рейсов, или на определенный период для транспортировки полного или час­тичного пароходного груза в трамповом судоходстве, а также брони­рование места для перевозки частичного или полного груза — в ли­нейном судоходстве.

Фрахтование иностранного тоннажа для перевозок внешнеторго­вых 1рузов является разновидностью импортных операций (поскольку происходит выплата валютой), а отфрахтование тоннажа для перево­зок грузов иностранных фрахтователей — экспортом транспортной продукции л рассматривается как экспортная операция на международ­ном рынке (поскольку обеспечивает поступление валюты).

Фрахтование на рейс представляет собой соглашение между су­довладельцем и фрахтователем, по которому судовладелец предос­тавляет в распоряжение фрахтователей все судно или его часть для одной перевозки грузов между определенными портами. Судовла­делец при рейсовом фрахтовании обязуется принять в обусловлен­ном порту (или нескольких портах) погрузки согласованный груз и доставить его в порт (или порты) выгрузки за вознаграждение, уплачиваемое фрахтователями. Ставки фрахта и другие условия по рейсовому чартеру согласовываются между судовладельцами и фрахтователями. Сумма всего фрахтового вознаграждения зависит от фактически погруженного или выгруженного количества груза. Кроме того, судно может быть зафрахтовано на условиях оплаты фрахта на базисе дедвейта, когда фрахт исчисляется исходя т дед­вейта судна. Такой метод исчисления фрахта применяется при пере­возке генеральных грузов.

Судовладельцы оплачивают все эксплуатационные расходы, в том числе портовые сборы, стоимость бункера, комиссионные, бро­керские издержки. Рейс выполняется определенным судном или его субститутом, если это было согласовано при переговорах.

Фрахтование на круговой рейс является разновидностью рейсо­вого фрахтования. Судовладелец в этом случае предоставляет в рас­поряжение фрахтователей все судно или его часть для перевозки гру­зов не только в прямом, но и в обратном направлениях.

Круговой рейс, как правило, оформляется двумя самостоятель­ными, но подписываемыми одновременно договорами морской пере­возки,

В практике часто встречается фрахтование на ряд последователь­ных рейсов Этот вид фрахтования применяется при отгрузках в боль­ших количествах в основном массовых грузов (таких, как лесные грузы, уголь, руда или зерно) в одном и том же направлении. Фактиче­ски он воспроизводит фрахтование на рейс со всеми его условиями, но не на один, а на несколько рейсов.

Фрахтование на последовательные рейсы имеет «минусы - для фрахтователей в том отношении, что они не связывают судовладель­цев с твердой датой поставки судна в порт погрузки после выполне­ния первого и других рейсов, поскольку могут произойти непредви­денные события, такие, как забастовки в портах, непогода или другие обстоятельства, которые вызывают задержку судов в рейсе и могут нарушить планы фрахтователей.

В практике широко применяется также фрахтование по генеральному контракту. Производится оно в случаях, когда необходимо пе­ревезти большое количество груза в течение определенного проме­жутка времени. Этот вид фрахтования используется главным обра­зом при транспортировании массовых грузов, сухих грузов, нефти и нефтепродуктов.

Мировой фрахтовый рынок подразделяют па рынок нефтеналив­ного и сухогрузного флота.

На рынке сухогрузного тоннажа, помимо трамповых судов, выде­ляется рынок линейных судов.

Особенностью рынка наливного тоннажа является то, что под не­регулярные перевозки фрахтуется только часть судов. Большая доля танкерного флота является собственностью нефтяных монополий или же фрахтуется ими на длительный срок в порядке аренды. Дру­гая особенность рынка наливного тоннажа выражается в том. что большое количество танкеров используется также и для транспорти­ровки зерна, руды, сахара и ряда других сухих грузов.

Исторически сложилось, что под фрахтовым рынком обычно по­нимается сфера обращения транспортных услуг, оказываемых трам­повыми судами. Объем этой сферы определяется всей совокупно­стью фрахтовых сделок. Мировой фрахтовки рынок имеет ряд осо­бенностей, к которым прежде всего следует отнести его деление на географические секции. Такое деление проистекает из относитель­ной стабильности потоков грузов и относительной регулярности дви­жения судов по отдельным направлениям.

Главными секциями, или районами, массовой отправки грузов, откуда предъявляется основной спрос как yа трамповый, так и на ли­нейный тоннаж, являются:

  • североамериканская Атлантического побережья;
  • североамериканская Тихоокеанского побережья;
  • южноамериканская Атлантического побережья;
  • южноамериканская Тихоокеанского побережья;
  • североевропейская;
  • среднеевропейская; т средиземноморская;
  • дальневосточная;
  • индийская;
  • австралийская;
  • западноафриканская;
  • восточноафриканская;
  • южноафриканская.

Между различными секциями фрахтового рынка существует оп­ределенная зависимость; уровень ставок в каждой секции оказывает влияние на мировой фрахтовый рынок в целом и находится, в свою очередь, под его воздействием. Степень этого влияния зависит от со­предельности рынков, грузонаправлений, количества и рода грузов, и также от размера и конструкций фрахтуемых судов и фрахтовых ставок.

Фрахтовые ставки на трамповый тоннаж колеблются вокруг цены производства, в отдельные периоды они резко отклоняются от нее. Влияние оказывают значительные несовпадения между предложением и спросом, что является результатом изменений хо­зяйственной конъюнктуры, складывающихся под воздействием длительных или кратковременных циклических и нециклических факторов.

Для анализа конъюнктуры фрахтового рынка обычно использу­ются индексы. Они исчисляются на основе фактических складываю­щихся ставок по фрахтованию тоннажа для перевозки основных мас­совых товаров, транспортируемых по многим направлениям. Индек­сы определяют изменения фрахтовых ставок путем их сравнения со средним уровнем какого-либо определенного периода, принятым за базу. Фрахтовый индекс определяют как средневзвешенную арифме­тическую

Фрахтовый индекс

где u - индивидуальный фрахтовый индекс по данному товару;

О — доля данного груза в общем объеме перевозок базисного периода, оп­ределяемая исходя из суммы фрахта

Чтобы индекс был достоверным и отражал реальное состояние фрахтового рынка, необходимо с нужной точностью установить веса индивидуальных индексов и агрегировать их в групповые в соответ­ствие с фактической структурой международных морских перевозок. С изменением структуры мировых перевозок, а также уменьшением или увеличением доли отдельных товаров или групп товаров в об­щем объеме перевозок при необходимости веса индекса пересматри­ваются.

Во фрахтовании применяются в основном два вида фрахтовых сделок: фрахтование по чартерам и бронирование по коносаментам.

Заметим, что фрахтование по партерам, как правило, применяет­ся при фрахтовании трамповых судов, т, е. судов, совершающих рей­сы между различными портами мира в зависимости от наличия гру­зов и конъюнктуры фрахтового рынка. Судно обычно фрахтуется для перевозки полного груза, для транспортировки в основном массовых навалочных пли насыпных грузов, а также нефти к нефтепродуктов.

При перевозках генеральных грузов на линейных судах тоннаж бронируется по коносаментам.

Деление фрахтовых контрактов на фрахтование по чартеру и бро­нирование по коносаментам до некоторой степени условно, В прак­тике фрахтования обе участвующие стороны не всегда придержива­ются строгого деления. По этим двум видам случается, что иногда су­довладельцы предоставляют свои суда под перевозку ряда грузов разных фрахтователей и сделка оформляется чартером. При этом оговаривается, что товар является частичным грузом (part cargo) на судне. Б практике фрахтования известны также случаи перевозки полного груза на условиях коносамента. Существует, например, сме­шанное фрахтование на условиях чартера и коносаментных форм до­говоров, когда перевозка одного груза на судне оформляется на усло­виях чартера, а груза другого фрахтователя — на условиях, оформ­ленных коносаментом.


Hosted by uCoz