Техника и тактика фрахтования

Техника и тактика фрахтования

Под фрахтованием судна понимается подыскание необходимого для перевозки груза тоннажа (судна или его части) и заключение с судовладельцем договора морской перевозки. Подыскание судов­ладельцем груза и заключение договора на его перевозку называет­ся отфрахтованием судна, хотя на практике эти термины часто сме­шивают.

Покупатель, продавец (отправитель) груза, фрахтующий тоннаж, называется фрахтователем, а судовладелец, предоставляющий тон­наж для перевозки (перевозчик)- фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевез­ти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузоот­правителю, а фрахтователь обязуется уплатить за это перевозчику обусловленную плату (фрахт).

Многолетняя практика фрахтования судов выработала опреде­ленную технику заключения фрахтовой сделки. Между судовладель­цем (фрахтовщиком) и фрахтователем производится обмен предло­жениями об условиях, па которых грузовладелец (грузоотправитель) предлагает зафрахтовать судно или на которых судовладелец предла­гает отфрахтовать свое судно.

Эти переговоры, как правило, ведутся через брокеров судовла­дельцев и фрахтователей, которые специализируются на фрахтова­нии судов определенного типа (сухогрузных или наливных), по роду ФУ за (лес, зерно и т, д,) и по направлениям перевозок.

фрахтовый брокер должен обладать большим объемом специ­альных и общих знаний, быть хорошо информированным о конъ­юнктуре мирового фрахтового рынка, о матер нал о потоках, спросе ил тоннаж, предложениях тоннажа в конкретном сегменте фрахто­вого рынка.

Судовладелец, имеющий свободный тоннаж, обращается к броке­ру с предложением подыскать на фрахтовом рынке груз, подходящий для перевозки на определенных условиях.

В современной международной практике фрахтования тоннажа используются два основных способа установления деловых связен между фрахтователями и судовладельцами: прямой, предусматри­вающий установление непосредственных связей между ними, и кос­венный, когда используется промежуточное посредническое звено.

Сделки по фрахтованию судов заключаются либо через специаль­ных посредников-брокеров, либо непосредственно между судовла­дельцами и фрахтователями. Институт брокеров получил официаль­ное признание первоначально в Великобритании в форме Королев­ского диплома. Сейчас брокерские фирмы существуют во всех морских державах.

Брокерские операции заключаются в установлении контакта ме­жду судовладельцем и фрахтователем. Независимо от того, какой конкретной деятельностью брокер занимается или кого представля­ет, он всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле. Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязатель­ства по сделке, заключенной при его посредничестве, В отличие от агент, брокер не является представителем, он не состоит в договор­ных отношениях ни с одной из сторон и действует на основе отдель­ных поручений.

Брокеру предоставляются специальные полномочия на заключе­ние каждой отдельной сделки, и он обязан действовать строго в пре­делах этих полномочий, В частности, брокер должен выполнять ука­зания своего клиента о количестве товара, фрахтовой ставке, по кото­рой ему поручено зафрахтовать или отфрахтовать судно.

По первому требованию клиента брокер обязан представлять ему отчет о всех проведенных от его имени операциях. Когда заключению сделки предшествуют длительные переговоры в связи с распределе­нием условий, брокер должен получать полномочия на каждой оче­редной стадии.

Брокеру могут быть поручены также контроль за исполнением заключенного при его посредничестве контракта и предъявление рек­ламаций; довольно часто ок берет на себя за дополнительное возна­граждение инкассацию фрахта. По поручению своих клиентов бро­кер может взять на себя также подбор судов или партии товаров, ин­формацию о состоянии рынка и решение других вопросов.

За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанав­ливаемое торговым обычаем, вознаграждение. Размер этого вознагра­ждения при фрахтовых операциях составляет обычно 0,25% от сум­мы фрахта, демереджа и других платежей.

Брокер не имеет права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознагражде­ние, за исключением тех случаев, когда на это имеется согласие кли­ента. Иногда в качестве посредников выступают два брокера: один — по поручению фрахтователя, другой — судовладельца.

Брокеры обычно специализируются на совершении посредниче­ских операций по фрахтованию судов на определенных направлени­ях грузопотоков.

Для успешного ведения фрахтовой работы фрахтовщик или бро­кер должен обладать глубокими и многогранными знаниями, Поми­мо широкого общего образования, фрахтовщикам необходим боль­шой объем знаний по специальным техническим вопросам. Б первую очередь брокер или фрахтовщик должен иметь ясное представление о характере и особенностях развития международной торговли» скла­дывающейся на товарных рынках, районах зарождения и объемах экспортных товаров, импортных потребностях отдельных стран.

Фрахтовщики должны располагать информацией об основных фирмах — производителях экспортной продукции и фирмах — им­портерах ее. Естественно, что брокеры и фрахтовщики должны иметь полные сведения о судовладельческих компаниях, их финансовом положении и их торговых судах.

Брокеры и фрахтовщики должны быть в курсе деловых связен и соглашений между экспортными и импортными фирмами с судо­ходными компаниями. Они должны четко ориентироваться в пер­спективе развития международного судоходства, располагать инфор­мацией о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, тенденциях его развития, резерве свободного тоннажа в определенных фрахтовых секциях, наличии грузов, подлежащих отгрузке па конкретных на­правлениях. Брокер должен быть в курсе событий на международной арене, поскольку изменения в политической жизни существенно влияют на объем фрахтования и динамику фрахтовых ставок.

При отфрахтовании судов для перевозок грузов иностранных фрахтователей особое значение имеет информация о наличии грузов в отдельных секциях фрахтового рынка, представляющих интерес для пароходств.

Брокеры и фрахтовщики должны знать широкий круг правовых вопросов, в частности:

  • законодательство иностранных государств по регламентации морских перевозок;
  • межправительственные соглашения о порядке перевозок гру­зов;
  • условия запродажных контрактов и, в частности, транспортные условия, условия договоров морских перевозок.

В функцию брокеров и фрахтовщиков входит изучение проблем, связанных с техническим прогрессом на морском транспорте. Они должны хорошо знать транспортную характеристику перевозимых грузов, технологию их транспортировки, конструкцию судов, с тем чтобы тип судна соответствовал специфике груза. Они должны быть хорошо осведомлены о наличии специализированного флота у от­дельных судоходных фирм.

Брокеры и фрахтовщики должны уметь произвести калькуляцию транспортных издержек на предполагаемых направлениях междуна­родных грузопотоков, чтобы назвать величину фрахтовой ставки.

Фрахтовщик должен быть исключительно пунктуальным и акку­ратным человеком, в совершенстве знать английский язык, на кото­ром в основном ведутся переговоры по фрахтованию судов. Обычно фрахтователи и судовладельцы выпускают информацию относительно грузов и позиции судов в форме котировок, Их цель — вызов оферты судовладельца на тоннаж или фрахтователя па груз. Брокер­ские фирмы, получая этот материал, обобщают и рассылают его заин­тересованной клиентуре.

Само собой разумеется, что судовладельцы котируют на рынке не весь наличный тоннаж, а только его часть. Это делается для того, что­бы не раскрывать полностью спои возможности. В то же время фрах­тователи указывают в своих котировках только часть подлежащего отгрузке груза, чтобы избежать ажиотажа на рынке и обусловить рост фрахтовых ставок.

Фрахтование судов совершается на условиях стандартных проформ партеров, утвержденных соответствующими организа­циями.

Для того чтобы зафрахтовать или отфрахтовать судно на открытом фрахтовом рынке, судовладелец и фрахтователь должны дать соответствующее поручение брокеру, если переговоры осуще­ствляются не непосредственно между самими заинтересованными предприятиями. Такое поручение может быть даже в устной форме (лично или по телефону) с последующим подтверждением в пись­менной форме. Поручение дается также и в письменной форме. В этих случаях клиенты обычно прибегают к телеграфной и теле­тайпной связи.

В оферте судовладельцы указывают;

  • название предлагаемого судна и его тоннаж;
  • предполагаемую дату готовности судна;
  • последний срок, когда судно может прибыть в порт погрузки (канцелинг);
  • род груза;
  • время, необходимое для погрузочных и разгрузочных опера­ций, или норму погрузки и выгрузки в день;
  • порты погрузки и выгрузки груза;
  • фрахтовую ставку;
  • размер брокерской комиссии;
  • желательную форму фрахтового договора (чартера);
  • срок для ответа.

Фрахтователи в своей оферте обычно указывают:

  • род и количество груза;
  • порты погрузки и выгрузки;
  • позицию судна, т. е. время, в течение которого оно должно при­быть в порт погрузки;
  • нормы погрузочно-разгрузочных работ и за чей счет они осу­ществляются;
  • проформу чартера;
  • другие условия;
  • срок для ответа.

Оферты судовладельца или фрахтователя, подобно офертам по договорам купли-продажи, по форме подразделяются на твердые и условные.

Твердое предложение связывает одну из сторон на определенное время, указанное в оферте. Под ним понимаются твердые полномо­чия фрахтователя или судовладельца, ограниченные сроком, на кон­кретных условиях заключить фрахтовую сделку.

Условное предложение используется сторонами при ведении пере­говоров одновременно с другими фрахтователями или судовладель­цами. К условным предложениям прибегают тогда, когда заинтересо­ванные стороны уже сделали твердые предложения на определенный срок другим фрахтователям или судовладельцам. Поэтому, давая второе предложение по этому же судну или грузу, судовладельцы и фрахтователи считают его условным. Итак, условное предложение означает, что предложение судовладельцев или фрахтователей дейст­вительно только в том случае, если его более раннее предложение не будет принято другими фрахтователями или судовладельцами под другое дело, т. е. если судно будет свободно, а предложение по грузу будет отклонено в указанный в оферте срок.

Практически такие оговорки представляют собой условные фрахтования, и они дают возможность как судовладельцам, так и фрахтователям отказаться от своих предложений без каких-либо последствий.

Судовладельцы прибегают к условным фрахтованиям при превы­шении спроса на тоннаж над его предложением, а фрахтователи — при понижении конъюнктуры фрахтового рынка. В первом случае у судовладельца нет риска потерять груз, а во втором — фрахтователи легко смогут подыскать другое судно.

Другой формой условной оферты является твердое предложение, сделанное при условии, что будет одобрен план судна или будут при­няты условия чартера, полностью неизвестные другой стороне, и т. д.

В практике фрахтования имеет место заключение сделки с усло­вием последующего уточнения даты начала погрузки, которое озна­чает, что фрахтователи еще должны согласовать с поставщиками гру­за точную дату отгрузки проданного товара в пределах позиции за­фрахтованного судна.

Важным условием твердого предложения является срок его дей­ствия- Как правило, он определяется сутками, однако при благопри­ятной Для судовладельцев конъюнктуре может ограничиваться не­сколькими часами. Также поступают и фрахтователи, когда конъ­юнктура рынка складывается и их пользу. Даже минимальное опоздание с ответом освобождает другую сторону от ранее сделанно­го предложения.

И в твердом, и в условном предложении перечисляются основ­ные условия фрахтования с указанием проформы договора морской перевозки, на основе которой должна быть заключена сделка. По­скольку сделки по фрахтованию судок совершаются посредством сравнительно узкого круга брокеров, то чаще всего ссылка па про­форму чартера делается по уже ранее заключенным договорам,

В случае отсутствия партеров с их изменениями и дополнениями в оферте оговаривается, что данное твердое предложен не делается при условии последующего одобрения полного текста чартера. Одна­ко это должно произойти в минимальный срок.

Перед окончанием переговоров стороны должны тщательно про­верить вес условия сделки, чтобы избежать в последующем всякого рода споров н недоразумений.

При получении твердого предложения стороны либо сразу же принимают его без всяких оговорок, либо принимают, но с некоторы­ми условиями, либо отклоняют. В первом случае сделка считается заключенной, к брокеры тут же составляют письмо, подтверждаю­щее фрахтование судна с кратким изложением основных условий договора.

Затем брокеры приступают к оформлению чартера и направляют е.го для подписи соответствующим сторонам. Такое немедленное принятие предложений судовладельца или фрахтователя другой сто­роной — явление довольно редкое.

Обычно первые предложения носят явно предпочтительный ха­рактер для стороны, его посылающей, В первых офертах стороны ста­раются давать выгодные для себя предложения; завышенные ставки фрахта со стороны судовладельцев и заниженные — со стороны фрах­тователей. Каждая сторона вначале пытается предлагать благоприят­ные для себя условия фрахтования. Поэтому первое предложение, как правило, встречает контрпредложение другой стороны: фрахто­вателя или судовладельца. Причем контрпредложения с обеих сто­рон могут повторяться несколько раз до тех пор, пока стороны не придут к согласию. Контрпредложения, как и сами оферты, могут быть твердыми или условными, задаваемыми на определенный срок.

В случае неполучения контроферты в установленный срок стороны вправе прекратить дальнейшие переговоры и начать переговоры с другим судовладельцем или фрахтователем.

Обычно в процессе переговоров разногласия постепенно сглажи­ваются и одна сторона принимает предложение другой. Принятие предложения называется акцептом.

Таким образом, акцепт - принятие предложения судовладельца фрахтователем или, наоборот, предложения фрахтователя судовла­дельцем. Только акцепт в срок, оговоренный для ответа и прини­мающий все условия предложения, заканчивает сделку. Сделка оформляется письмом, подтверждающим фрахтование, и составле­нием чартера. Затем следует подписание договора соответствующи­ми сторонами или их представителями.

Успешная работа по фрахтованию и отфрахтованию судов опре­деляется правильной оценкой перспектив развития конъюнктуры мирового фрахтового рынка.

После всех обсуждений, и согласований составляется договор морской перевозки грузов


Hosted by uCoz