Различия между рейсовым чартером, тайм-чартером и бербоут-чартером

Договор морской перевозки грузов

Договор морской перевозки предусматривает перемещение груза перевозчиком (фрахтовщиком) по договоренности с грузовладель­цем (фрахтователем). При этом стороны берут на себя следующие ос­новные обязательства:

  • перевозчик обязуется за обусловленную плату (фрахт) принять от фрахтователя (грузоотправителя) на борт судна груз, доста­вить его в сохранности в согласованное сторонами место назна­чения и там сдать фрахтователю или, по его указанию, другому лицу (грузополучателю);
  • фрахтователь обязан в пункте отправления своевременно пре­доставить обусловленный груз для погрузки его на судно, а так­же принять этот груз с судна в пункте назначения и уплатить договоренную плату (фрахт) за перевозку.

В договоре морской перевозки подробно указываются права и обязанности сторон и уточняются различные условия, связанные с погрузкой, перевозкой и выгрузкой груза: род и количество груза, время и место погрузки, скорость (норма) погрузки и выгрузку порт выгрузки, размеры и сроки оплаты фрахта и др.

Договор морской перевозки в большинстве случаев заключается агентами, брокерами или судовыми маклерами от имени и по поручению перевозчика я грузовладельца и всегда в письменном них?, так как согласно законам при возникновении спора между сторонами на­личие и содержание соглашения могут быть подтверждены только письменными доказательствами,

Договор морской перевозки может иметь различные формы, Ос~ ионными из них являются чартер, коносамент, букинг-нот t берс-нот и фиксчур-нот,

В трамповом судоходстве договором морской перевозки грузов является чартер (Charter party), в линейном — коносамент (Bill of Lading). Договор морской перевозки груза должен заключаться в письменной форме.

Наличие и содержание договора морской перевозки может под­тверждаться чартером, коносаментом или другими письменными до­казательствами (ст. 117 КТМ РФ).

При перевозках по чартеру для размещения груза предоставляет­ся судно целиком или его определенная часть. Эту форму договора применяют при перевозках массовых грузов, поставки которых осу­ществляются пароходными партиями, а также наливных, навалочных и лесных грузов.

В чартере детально оговаривают содержание договора и взаим­ные обязательства сторон: наименование и технико-эксплуатацион­ные характеристики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т. д. Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на пе­риод данной сделки. На практике для оформления договора исполь­зуют типовые проформы чартеров. Б настоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные гру­зопотоки массовых грузов.

В качестве договора морской перевозки при отправках мелких партий генеральных грузов в линейном судоходстве используют ко­носамент. В отличие от чартера, условия линейного коносамента раз­рабатывает судоходная компания (конференция) односторонне, без согласования с грузовладельцами, они являются едиными для всех отправителей и действуют в течение длительного времени (Кодекс торгового мореплавания РФ).

Согласно условиям коносамента капитану предоставляется право размещать груз в подпалубных помещениях судна по своему усмотрению. Размещение груза на верхней палубе должно быть предвари­тельно согласовано с грузовладельцем.

Важной особенностью перевозок по коносаменту является то, что линейные компании, как правило, принимают груз к перевозке забла­говременно до подхода судна. Они обеспечивают его хранение на сво­их складах, производят комплектацию судовых партий и подготовку грузовых документов. Погрузка-выгрузка оплачивается судовладель­цем и организуется на причалах линии.


Hosted by uCoz