Различия между рейсовым чартером, тайм-чартером и бербоут-чартером

Договор перевозки по коносаменту

Договор перевозки по коносаменту, Коносамент — один из главных инструментов в сделках, связанных с использованием мор­ских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой расписку перевозчика о приеме груза указанного рода, в указанном количестве и состоянии, доказательство договора перевозки, а также товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом.

Законом установлены основные руководящие принципы для пе­ревозчика и отправителя о времени выдачи коносаментам тех усло­виях, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «вы­дача коносамента» раскрывается в ч. 1 ст. 142 КТМ РФ указанием на две главные обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его управомоченному лицу — отправителю. Выполнять свойственные ему функции может только коносамент, обеспеченный грузом. По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет вверен перевозчику и при­нят им.

В праве зарубежных стран также указывается, что для выдачи ко­носамента требуется прежде всего фактическое вручение груза пере­возчику, передача ему физического владения грузом и контроля над ним,

Выдача коносамента допускается только после приема груза к пе­ревозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допусти­ма только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров- Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выпи­сывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. Б зависимости от времени выдачи отправителю применяется два вида коносаментов: для груза, принятого к перевозке (received/or shipment), и для груза, принятого на борт (on board или shipped on board). Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальней­шей его отправки на очередном судне по расписанию, В результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотре­нию. Бортовой коносамент выдается на погруженный па борт товар. В ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: «па борту» («со board*). Коноса­менты, используемые в российской внешней то pro ил о, выписывают­ся обычно па товар, уже погруженный па судно.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания коносамент содержит следующие реквизиты; 1) наименование судна; 2) наимено­вание перевозчика (судовладельческого предприятия); 3) порт и страна погрузки, 4) порт и страна выгрузки, 5) наименование от­правителя; б) наименование получателя.

При 31 ом предусматриваются следующие варианты.

Коносамент с конкретным наименованием получателя, или имен­ной; применяется в том случае, когда товар уже продан и отправлен по адресу получателя.

Коносамент на предъявителя. В этом случае графа «грузополуча­тель* не содержит никаких указаний и груз выдается тому, кто его предъявит.

Коносамент может быть выписан по «приказу отправителя» или «приказу получателя». В этом случае коносамент носит название ор­дерного. В графе «наименование получателя» должно быть указано: *to order of,.,* и далее наименование организации отправителя или получателя.

В практике международной торговли и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные же коносаменты выписываются реже, преиму­щественно на ценные грузы.


Hosted by uCoz