Различия между рейсовым чартером, тайм-чартером и бербоут-чартером

Тайм-чартер

Тайм-чартер — это договор, согласно которому одна сторона (судовладелец) обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне (фрахтователю) на определенный срок судно для обуслов­ленных договором целей. Цели могут быть различными: для перевоз­ки грузов или пассажиров, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, научных и культурных целей и т.д.

Стандартные формы тайм-чартеров содержат несколько десятков пунктов; обзор всех их невозможен. Чтобы снизить риск негативного попедения тай м-чартерного судовладельца, фрахтователи могут до заключения договора попросить необходимую деловую информа­цию.

Из существующих стандартных форм тайм-чартеров наиболее старыми являются универсальный тайм-чартер БИМКО (кодовое название «Балтайм») и «Нью-Йорк Продыос Эксчейндж* (кодовое название «НаЙп*). Их чаще всего используют для перевозки сухих грузов.

Технические характеристики судка влияют на финансовый ре­зультат фрахтования, поэтому в преамбуле тайм-чартера содержится развернутая характеристика судна.

Срок сдачи судна в тайм-чартер устанавливается соглашением сторон и выражается в днях, месяцах, годах. Судно также может быть сдано на выполнение определенных рейсов и определенных работ.

Тайм-чартеры часто наделяют фрахтователя правом выдавать ко­носаменты, подписанные капитаном судна, причем условия таких ко­носаментов могут существенно отличаться от условий заключенного тайм-чартера. Достаточно очевидно, что право фрахтователя осуще­ствлять коммерческую эксплуатацию судна в сочетании с его правом выдавать коносаменты может привести к резкому увеличению ответ­ственности судовладельца. Для решения этой проблемы в тайм-чар­тер включается условие, обязывающее фрахтователя освободить су­довладельца от любой дополнительной ответственности, возложен­ной на него в результате реализации фрахтователем своих прав. Даже если в тайм-чартере и нет такого условия, суды некоторых стран тол­куют его таким образом.

При разработке типовых чартеров основную роль сыграли объе­динения судовладельцев государств, обладающих крупным торговым флотом, в частности. Англии и других европейских стран. Союз нор­вежских судовладельцев, например, участвовал в разработке условий

перевозок наливных, а также лесных грузов, так как в этих видах пе­ревозок норвежские суда играют значительную роль. За последние 25 лет все более значительную роль в создании типовых чартеров иг­рает Балтийская и Международная морские конференции (Копенга­ген). При формулировании условий перевозок массовых грузов уча­ствуют также монополистические объединения фрахтователей, на-пример Федерация лесной торговли Великобритании, Ассоциация владельцев угольных копей Бристольского залива и др.

Несмотря на разнообразие, проформы чартеров, предназначен­ные для перевозки однородных грузов, имеют общие черты, вытекаю­щие из специфики данного груза и обычаев между народ пой торгов­ли.

Некоторые пункты типовых проформ па согласованию между фрахтователями и судовладельцами могут изменяться или совсем исключаться, к печатному тексту нередко добавляются новые пара­графы. Недостаточно внимательное отношение к условиям чартера, пренебрежение даже такими, казалось бы, второстепенными пункта­ми, как посылка извещений фрахтователям на различных стадиях рейса, может привести к значительным убыткам от простоя судна, к претензиям и даже требованиям о возмещении убытков грузовла­дельцев.


Hosted by uCoz